Четверг, 28 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
2:23, 01 апреля 2014

Понять ученика, или Всё ли хорошо в российском образовании?


«О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по его делам» – это слова В.И. Ленина. А ещё есть интересное высказывание Леонардо да Винчи: «Каждый должен заниматься своим делом, в этом есть высшая справедливость жизни».

Уж сколько времени прошло с тех пор, как были произнесены эти умные слова, но, как говорится, воз и ныне там. Потому и происходит часто чехарда с кадрами. Иному человеку кажется, что он лучше всех знает дело, что с его приходом работа пойдет лучше. Но, надо думать, работать придется не только с бумагами, а в первую очередь с людьми. Хотя бумаги, мы их называем планами, имеют огромное значение. «Будущее должно быть заложено в настоящем – это называется планированием. Без него ничего в мире не может быть хорошего» (Г.К. Лихтенберг). План работы на пять лет, на год, на месяц, на неделю, на каждый день… И начинать надо работу с анализа: что сделано и что не сделано, и почему? То, что по каким-то причинам не было выполнено или выполнено не совсем хорошо, надо глубоко проанализировать и начинать работу с этой проблемы.

Очень важно, чтобы человек, стремящийся что-то сделать по определенной проблеме, не отставал от жизни, знал свои способности, свой темперамент, свой характер.

Человек, зная свои способности, не будет браться за дела, с которыми он, при всем своем желании, никогда не справится.

Очень большое значение имеет знание законов. Вот если бы некоторые руководители знали законы и твердо их выполняли, а простые люди не боялись отстаивать свои права, то в жизни не было бы так много ошибок. Почему? Иному руководителю думается: «А что мне будет? Я на такой вершине!» А простой гражданин: «Ну куда мне до них: они там – наверху, а я здесь – внизу».

Надо помнить слова Цицерона: «Чтобы стать свободным, надо стать рабом законов». Наша российская правозащитница Людмила Алексеева говорит: «Судиться будет тот, кто чувствует себя гражданином, а не бесправным рабом. Рабы не судятся!»

Давайте поговорим о нашем народном образовании – какое оно, каким должно быть. Но прежде чем рассуждать на эту тему, хотелось бы обратиться к опыту Японии и США, как в этих странах подходят к проблемам образовательного процесса, и какой вывод мы можем сделать из этого для себя.

В японских школах учебник – святая книга для учеников и учителей. То, что написано в учебниках, должно быть прочитано в классе, дома и выучено наизусть (наверное, учебники так написаны, что содержат самую суть). Сомневаться в написанном невозможно. Слово, изреченное учителем, воспринимается как данное свыше. Даже если ученик что-либо не понял, он не спрашивает: главное – запомнить и суметь в нужное время воспроизвести эти сведения!

На вступительных экзаменах в университет большое внимание обращается на то, как быстро абитуриент произносит заученные им сведения. В старших классах многие ученики даже берут частные уроки по скороговорению.

По результатам теста, проведенного во всем мире несколько лет назад, японские ученики оказались самыми подготовленными и эрудированными. Главное для японского школьника, а потом японского инженера – прежде всего усвоить, научиться выполнять что-либо наилучшим, эффективнейшим образом.

И вся система образования в Японии по-своему совершенная, направленная на серьезное обучение детей (дисциплина, единая форма, прическа, продолжительность учебы, развитая техника). По данным ЮНЕСКО, Япония дает свои ученикам образование едва не лучшее в мире. А вот открытий в Японии мало, это одна из первых по технологиям стран, но по количеству нобелевских лауреатов в области науки стоит совсем не в первых рядах…

США занимает первое место по числу научных открытий мирового уровня за счет творчества. Уже много лет вся система образования США, отбора детей в школы, специалистов, ученых организуется прежде всего по критерию «творчество»!

Что поражает в американских школах? Свобода и демократичность: можно на уроках сидеть так, как удобно, можно тихо что-либо спросить у соседа по столу, даже подойти к кому-то на уроке. Там учат со школьной скамьи: все должны уметь жить и работать в обществе с различными людьми, поэтому в одном классе занимаются и дети-инвалиды, и дети, которые у нас обучаются на дому или во вспомогательных школах.

В США уделяется большое внимание творческой личности. Спрос на творческую молодежь в этой стране так велик, что приток «мозгов» из разных уголков света, поиск их среди университетских студентов не могут удовлетворить. За творческого студента в США иногда разыгрываются настоящие бои!

Чтобы перейти к разговору, какое же у нас в России образование, давайте проанализируем ответы старшеклассников на предложенный им вопрос: «Что или кто мешает нашей школе быть демократичной?» Вот ответы:

– устаревшая система образования;

– угнетение одной личности другой;

– придирчивость учителей;

– упрямство учителей;

– старость учителей, их несовременные преставления;

– невозможность высказать учителям свое мнение.

Очень хочется надеяться на то, что сказанное Президентом РФ в Послании к Федеральному Собранию: «Учительские кадры будут обновлены» (2013 г.) – исполнится.

Только сильные духом ученики могут выжить в таких школах, не сломаться. Школа-казарма хороших знаний не дает, а достоинство отнимает. Деградирующая школа опасна для здоровья. Нервными срывами страдают 55% школьников.

Ученики таких школ привыкли чуть ли не к армейской дисциплине: «Сядь прямо! Не разговаривать! Тихо! Молчать! Я кому говорю!..»

И отношение к ученикам разное. Как правило, к послушным, дисциплинированным, на лету ловящим любое слово – уважительное, им оказывают больше внимания. Такие ребята всегда в поле зрения.

Некоторых учителей раздражает некрасивый почерк учеников. Они заставляют детей, особенно в начальных классах, одну и ту же работу переписывать по нескольку раз, а получается ещё хуже. Многие учителя ставят двойки за плохой почерк. Со временем за учеником закрепляется репутация отстающего, и даже если он старается учиться в старших классах, ему уже трудно сломать сложившийся стереотип.

Не все же дети запоминают с первого раза, на то имеется много причин. Во-первых, разный темперамент, если сангвинику достаточно прослушать один раз, чтобы всё запомнить, то флегматику надо повторять несколько раз. Во-вторых, по восприятию люди тоже разные, например, аудиалу достаточно прослушать, визуалу надо ещё увидеть, а кинестетику – дать какой-то раздаточный материал. «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я научусь» – гласит древняя китайская мудрость.

Исследования ученых показали, что 87% информации ученик получает с помощью зрения, 9% – слуха, 4% – других органов. Если ученик разглядывает подготовленный к уроку материал во время объяснения, то он воспринимает объяснение учителя на 9%, если оно не соответствует непосредственно этому материалу, а когда такое соответствие есть, то восприятие составляет 20 – 25%. Следовательно, перед глазами ученика в данный момент должно быть только то, к чему обращается учитель. Если к уроку подготовлено много наглядности, то ученики будут внимательно её разглядывать, отвлекаться, совершенно не обращая внимания на то, что говорит учитель.

Есть и такие ребята, которые не очень-то ладят с дисциплиной: не терпят насилия, всегда стремятся доказать свою правоту, учителя их называют «законниками», «правдоискателями»…

Вот такие-то ученики, которые не вписываются в единый строй, и остаются без учительского внимания и постепенно теряют интерес к учению, к школе, и очень часты случаи, когда они бросают школу, оказываются на улице.

Мировая статистика утверждает, что около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, оказываются высокоодаренными личностями.

Учитель, работая с учеником, должен спросить себя: что хочет ребенок, что для него привлекательно, к чему он стремится? А что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, о его одаренности.

Многие учителя ошибаются, считая, что увлеченность и одаренность человека видны сразу. Если учитель учит детей, не открывая их для себя, он никогда не будет знать, чему учить!

Для того чтобы лучше понять внутренний мир ученика, нужны систематическое наблюдение, общение, сотрудничество с ним. Учителю надо находить наиболее интересные, эффективные технологии обучения, чтобы развивать творчество учащихся, научить детей применять полученные знания в различных ситуациях.

Должно быть внимание к каждому ученику! У учеников не должно быть страха. А если нет внимания, если у детей страх, будут ли они быстро и хорошо соображать? Там, где насилие, зло, там нет свободы, независимости, творчества.

Вот такое неправильное понятие этой проблемы и приводит к тому, что во многих школах России (есть счастливые исключения) не организована работа с одаренными детьми.

Да и одаренность бывает разная: творческая и интеллектуальная. За этой разной одаренностью стоит разная личность.

Одаренные интеллектуалы принимают участие в олимпиадах, хорошо справляются с заданиями благодаря своей отличной памяти, но запоминают они что-то чужое. Это просто способные дети, стараются сделать как можно больше заданий, получить высокий балл. Для таких учеников главное – результат! (Япония).

А творческие личности увлечены какими-то идеями, проблемами, даже в раннем детстве они не такие обычные, как остальные дети: игрушки ломают, разбирают, потому что им интересно, что же там внутри, нельзя ли сделать что-либо иное (Л. Толстой, В. Ленин). Если решают что-то, то так увлекаются, что могут долго просидеть над решением одной задачи. И, как правило, выбирают самые трудные задания. Для творческих детей главное – не результат, а сам процесс! (США).

Интересно, что у девочек больше вербальный интеллект, то есть связанный с «даром слова», а у мальчиков – цифровой и пространственный (техника и естественные науки). Конечно, всё это надо знать и учитывать учителю в своей работе. Надо понимать и то, что обществу нужны люди с разной одаренностью. Что хорошее, полезное от интеллектуала – глубина и четкость знаний, порядок в мышлении, выступления в конкурсах, участие в олимпиадах, получение престижных премий… А творческие личности – новые открытия. Одаренные дети – не только духовное богатство страны, но и экономическое и политическое.

Кстати, почему-то при подведении итогов по олимпиадам все успехи относят только к тем учителям, которые последние годы (9 – 11 классы) работали с учениками-победителями. Конечно, труд этих людей никто не умаляет! Но ведь дети-то не с неба упали – кто-то же их учил, воспитывал. Почему же первые учителя остаются без внимания, будто их и в помине не было… А ведь они стояли у истоков открытия и дальнейшего развития способностей, таланта учеников, их любви к данному предмету. Ведь основное всё равно закладывается раньше, особенно в возрасте 12 лет – это перелом, выход в большой мир!

Да и в лицеи и другие престижные учебные заведения такие ученики выдерживают вступительные экзамены именно благодаря первым учителям…

В приказах по итогам олимпиад и в газетах надо называть и фамилии (школу, район) первых учителей. Будет справедливо! А учителя с ещё большим воодушевлением будут работать со своими воспитанниками.

Но вернемся к теме разговора и посмотрим, почему же проблемы остаются.

Какие типы школ есть у нас в России? На сегодня школы в нашей стране можно разделить на четыре типа.

Альтернативная

Таких школ мало (больше частных). Учителя – энтузиасты, они любят детей, а это очень важно для воспитания. В этих школах работают по авторским программам, специальным учебникам. Эти школы как бы говорят, что можно учить и по-другому. В них дают большое развитие. Детям в этих школах очень хорошо! Но в обществе часто непонимание таких школ, гонение.

Школа педагогики сотрудничества

В таких обычные предметы и обычные программы, хотя предметы могут меняться и программы могут быть авторскими. В этих школах учитель идет к знаниям вместе со своими учениками. Учитель и ученики работают вместе, они сотрудничают. Учителя прогрессивными методами добиваются, чтобы слабый ученик почувствовал успех. Главное в работе таких школ – успех ученика!

Традиционная

Их больше всех. Отношения между учителями и учениками строятся по вечной схеме: учитель знает, учитель учит, учитель воспитывает. Школа остается авторитарной. Хотя некоторые учителя могут быть творческими людьми: работать по своим авторским программам, учебным пособиям. Многие увлекают детей, дети учатся с увлечением, поступают затем в высшие учебные заведения. Сильные учащиеся чувствуют себя в таких школах уверенно. А слабые ученики? Слабых в такие школы не берут, а если они там случайно оказываются, то можно представить их положение.

Школа-казарма

Это традиционная школа, которая вбирает в себя всё самое худшее. В ней нет творчества, не обновляется методика, учеников не могут увлечь серьезным преподаванием, не дают им развития. Главное в таких школах – дисциплина. Учеников оценивают с точки зрения послушания. Учителя не представляют себе, как управляться с учениками без наказания, без призывов к родителям, в таких школах бьют учеников, конечно, руками родителей, но по приговору учителей. В таких школах нет ни учения, ни воспитания, один только казарменный дух, одна нелюбовь – нелюбовь к детям и наоборот.

Всё ли у нас хорошо в нашем российском образовании?

Выпускникам был задан вопрос: в чем минусы образования, полученного в школе? Вот три ответа:

– дефицит знаний по отдельным предметам (больше всего по информатике и иностранным языкам);

– школа не смогла подготовить к жизни, не научила разбираться в людях;

– не помогла в становлении гражданственности: как выбирать политические, экономические, нравственные критерии.

Учащиеся предлагают предметы, которые необходимо изучать в школе, а именно культуру речи, этикет – правила поведения в обществе, историю искусств, психологию, этику и психологию семейных отношений.

Исследование социального портрета молодежи, которое проводилось по инициативе Общественной палаты России, показало, что из года в год всё менее воспитанные и образованные люди, чем их родители, выходят в жизнь со школьной скамьи.

Очень хорошо, что есть люди, которые думают, что на первое место надо ставить нравственное воспитание.

Председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Общественной палаты Алтайского края Вячеслав Кайгародов выступил с очень важным вопросом: «Необходимо в школах вводить курс психологии семейных отношений. Тонкостям отношений родителей между собой надо учить. До тех пор, пока молодые люди не поймут, что ребенок – главная ценность в жизни, вряд ли что-то изменится кардинально» («АиФ», №45, 2013 г.).

Главное – какие взаимоотношения в школе, какое отношение к ребенку, какая школа, какой уклад!

Ведь большая часть учащихся на вопрос о том, есть ли демократия в школе, ответили, что её нет. А свобода и творчество, по их мнению, – это родовые качества человека.

Возвратить человеку свободу – значит, возвратить ему родовую способность к творчеству.

Многие возмущаются тем, что у нас берут пример с Запада, подражают. А почему бы и нет, если есть что позаимствовать? Ещё надо учитывать, что на Западе работает немало прекрасных «наших» специалистов. Вот несколько тому примеров, как шла и идет «перекачка мозгов» – наших лучших умов. «Мы не умеем определять и ценить талант, потому и идет такая утечка мозгов. Она и по-прежнему идет» (Ю. Любимов). Недавно по радио ректор МГУ в своем выступлении сказал следующее: «Мы учим студентов пять-шесть лет, тратим на обучение большие средства, а после окончания наиболее талантливые, к сожалению, уезжают за границу, так как там предоставляют все условия для творческой работы. Почему государство не думает о своем народе, о своей стране? Где же патриотизм?»

В унисон этому слова нобелевского лауреата в области физики Жореса Ивановича Алферова: «Такая невостребованность научных результатов в нашей стране! Вот главное, о чем надо думать в первую очередь нашему правительству. А нам всем надо не только надеяться, но и бороться».

Почему же сейчас результаты совсем не радуют и не воодушевляют? А не потому ли, что многие заняты не своим делом: то не ту профессию выбрали, то не то кресло?!

Всё это ещё раз доказывает, что на выбор профессии надо обращать самое серьезное внимание в школе. Ну почему, например, в театральные, музыкальные, художественные училища, консерватории идут только те молодые люди, у которых есть призвание, талант, а в другие идут, не учитывая своих способностей?

Если ученик выберет профессию, к которой имеет призвание, а не ту, что на данный момент считается престижной, или на которой настаивают родители, или просто «за компанию» с друзьями, или идет в тот институт, куда легче всего поступить, или который ближе к дому, то и результаты будут самые положительные.

Помогайте раскрыться ребенку как личности как можно раньше!

Лилия Сергеевна Бауэр, ветеран педагогического труда.

 

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru